Валентин Маслаков (Россия), заслуженный тренер СССР
«Подготовка эстафетной команды 4 х 100 м»
Прежде всего, хотелось бы отметить, что эстафетный бег как тренировочное средство широко используется в подготовке сильнейших спринтеров мира. Особенно много внимания уделяется ему в США, Канаде, ФРГ, Польше, Великобритании, Франции. К сожалению, у нас в стране этому хорошему примеру следуют лишь несколько тренеров: Л.Федорива, В.Иванов, Е.Борисенко и некоторые другие. Вероятно, по этой причине у нас очень мало специалистов, которые в состоянии подготовить эстафетные команды к ответственным соревнованиям.
Многолетние наблюдения и анализ тренировочного процесса показали, что многие специалисты эстафетную подготовку проводят методически неверно. Зачастую она не только не вписывается в тренировочный процесс, но проводится в ущерб ему. Так довольно часто занятия, направленные на совершенствование техники эстафетного бега, проводятся в неправильном скоростном режиме. Порой не учитывается, в каком состоянии находится спортсмен: сумел ли он восстановиться от предыдущей нагрузки. Не случайно именно в эстафетах спортсмены часто травмируются.
Все это и послужило причиной обобщить уже имеющийся материал по этой теме и предложить его сегодня Вам.
Основой послужил анализ зарубежного и отечественного опыта, а также собственные исследования по методике подготовки в эстафетном беге.
Предпосылкой достижения высокого результата в эстафетном беге 4х100м является умение спортсменов передавать палочку на максимальной скорости. Сложность заключается в необходимости произвести передачу в ограниченной двадцатиметровой зоне (принимающие эстафету на втором, третьем и четвертом этапах имеют право начинать разбег за десять метров до начала зоны передачи). Практически передача эстафетной палочки должна происходить в момент, когда скорости двух бегунов сравниваются. Обычно передача осуществляется во второй половине зоны. Лучше, если она произойдет на 16-18 метре, так как это даст возможность спортсмену, принимающему эстафету, набрать более высокую скорость. Надо понять, что эстафета – это гораздо больше, чем бегущие вместе 4 бегуна. Эти четверо должны быть объединены в равнодействующий союз, который в дополнение к быстрому бегу должен сделать гладкую эстафетную передачу. Для достижения этого требуется запланированная упорная работа и сосредоточенность бегунов и тренеров.
При оптимальной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2.5 – 3.0 сек. лучше, чем сумма результатов в беге на 100м, показанных каждым из участников эстафеты. Этот показатель можно использовать для контроля эстафетной передачи. Выигрыш времени в эстафете происходит не только за счет бега с хода, но, также и потому, что при передаче появляется свободное пространство (1 – 1.3м) за счет того, что спортсмен, передающий палочку, вытягивает руку вперед, а принимающий отводит руку назад.
Рассмотрим основные виды эстафетной передачи, их преимущества и недостатки. Отметим при этом, что критериями для предпочтения того или иного варианта техники передачи могут служить: длина дистанции, пробегаемая спортсменами, а также то, насколько удобно принять – передать эстафетную палочку.
1. Внутренняя передача. Спортсмен, передающий палочку, бежит внутри дорожки с левой стороны принимающего. Эстафетная палочка передается из правой в левую руку. Преимущества: первые и третьи 100м пробегаются по внутренней стороне дорожки, т.е. по кратчайшему пути. Из недостатков здесь можно отметить то, что вторые 100м пробегаются по более длинному пути, эстафетная палочка принимается в левую (чаще всего «неудобную») руку. В этом варианте каждый участник эстафеты, исключая бегуна, стартующего на первом этапе, должен переложить палочку из левой руки в правую.
2. Внешняя передача. В момент передачи спортсмен бежит по внешней (правой) стороне дорожки. Палочка передается из левой руки в правую. Преимущество этой передачи состоит в том, что палочка принимается правой рукой, что для большинства спортсменов более удобно. Из недостатков можно отметить то, что бегуны на виражах преодолевают большее расстояние, спортсмен, принимающий палочку, перекладывает ее из правой руки в левую.
3. Передача «сверху». Этот способ в основном очень хорошо отработан в США, Канаде, Ямайке, Польше, странах Центральной и Южной Америки. Передача имеет преимущество «большого свободного пространства», т.е. более растянутой передачи. Бегуны несут и отдают палочку той рукой, в которую приняли. На первом и третьем этапах бегут по внутренней части дорожки, несут и отдают палочку правой рукой, а на втором и четвертом – левой рукой и продолжают движение по внешней части дорожки. Принимающий посылает вытянутую руку назад ладонью вверх. Тогда как передающий кладет палочку по диагонали ладони движением сверху вниз. Из преимуществ этой передачи можно отметить тот факт, что все участники эстафеты должны уметь передавать и принимать в обе руки. Из недостатков – это то, что не все спринтеры могут принимать эстафетную палочку в обе руки.
4. Смешанная или «франкфуртская передача». Эстафетная палочка принимается и передается бегуну следующего этапа одной и той же рукой, без перекладывания. Палочка передается в следующей последовательности: правая рука, левая, правая, левая. Таким образом, бегуны на повороте несут эстафетную палочку в правой руке, а на прямой – в левой. На повороте бегун должен придерживаться внутренней части дорожки. На прямой нужно бежать посередине или лучше по внешней стороне дорожки.
Бегуны второго и четвертого этапов при этом варианте начинают бег с опорой на руку, что обеспечивает более точный и быстрый старт. При этом голова повернута в сторону внутренней части дорожки, т.е. влево, что дает возможность видеть передающего бегуна своей команды. Преимущества: все спортсмены бегут по кратчайшему пути без перекладывания палочки. Недостатки: при первой и третьей передачах эстафетная палочка принимается в «неудобную» левую руку, т.е. возникает проблема свободного места для принятия палочки, что может привести к потере эстафеты. Этому виду передачи отдает предпочтение сборная команда России. С этим видом передачи связаны были успешные выступления советских спринтеров.
В этом вопросе наиболее значительное практическое исследование соревновательной деятельности было проведено чешскими специалистами по результатам чемпионата мира 1987 г. Основной круг вопросов, которые поднимаются при работе с эстафетной командой, был исследован ими и получены реальные результаты. Авторы анализировали весь набор характеристик и подходов к определению эффективности организации соревновательной деятельности сильнейших эстафетных команд. Общий анализ вариантов передачи эстафетной палочки показывает примерное равенство использования передачи в эстафете 4х100м и сверху-вниз и снизу-вверх. (Табл.1)
Таблица 1.
Количественное распределение вариантов способов передачи сверху-вниз (а) и снизу-вверх (б) участников чемпионата мира 1987 г.
Ранг сорев- : Мужчины : Женщины
нования ___________________________________________________________________
: (а) : (б) : кол-во : (а) (б) : (а) : (б) : кол-во : (а) : (б)
команд % % команд % %
_____________________________________________________________________________Полуфиналы 36 12 48 75 25 24 15 39 62 38
Финалы 7 59 41 12 12 24 50 50
Аналогичная тенденция была отмечена и при анализе соревновательной деятельности в эстафетах 4х100м на ХХIV Олимпийских играх в Сеуле. Она состоит в том, что команды, менее квалифицированные, участники которых не имеют «отработанные» эстафетные связки, в основном ориентируются на высокие индивидуальные достижения исполнителей, и, как правило, используют менее точную передачу сверху-вниз, в которой разница по скорости передающего – принимающего велика, также как и ее потери. И только после предварительного «отсева» в финалах встречаются команды, которые используют примерно одинаковые варианты передачи. Здесь важно отметить, что ни в одном из анализируемых соревнований 1972-1988 гг. в эстафетных командах в передачах сверху-вниз не было достигнуто более эффективное взаимодействие, чем снизу-вверх.
Другим критерием правильной организации соревновательной деятельности участников, эстафетных команд являются их скоростные возможности (табл.2, 3)
Так, данные таблиц показывают, что наряду с техникой передачи эстафетной палочки большое значение имеет и сумма лучших результатов участников эстафетной команды, т.е. абсолютный уровень их скоростной подготовленности. Здесь в качестве показателей уровня готовности команды могут быть использованы следующие показатели: сумма лучших времен пробегания 100м дистанции в этом сезоне, а также среднее время суммы лучших результатов для одного этапа. Эти показатели характеризуют минимальный уровень соревновательной готовности для каждого участника, а отклонения от среднего уровня характеризуют наиболее слабые этапы, что, в конечном счете, полагает осуществить оптимальный подбор в расстановке участников по этапам. Данные таблиц 2, 3 показывают, что по этому показателю эстафетная команда СССР занимала перед вторым чемпионатом мира 3-е место, а вот качественная передача позволила достичь выигрыша на 1 передачу во времени 1,08 сек. по сравнению с 0,84 сек. у команды США, что позволило при более низком уровне скоростных возможностей выигрывать по среднему времени передачи на этапе в зоне 20м – 0,07 сек. По существу выход на результаты 10,15 – 10,22 сек. гарантирует сборной СССР победу над американской командой, что мы и наблюдали на XXIV Олимпийских играх, где советские спринтеры вышли на этот уровень индивидуальных результатов.
Останавливаясь на модельных характеристиках, отметим, что индексом техники может быть результат 2,70+0,30 сек. при среднем выигрыше на одну передачу 0,90+0,10 сек. и среднем времени передачи эстафетной палочки в 20м коридоре – 1,92+0,07 сек. (у мужчин).
В женской эстафете такого преимущества команда СССР не имеет, и если обратиться к данным таблиц, выигрыш во времени на 1 передачу в эстафетной команде СССР на втором чемпионате мира хотя и был самым большим – 0,89 сек, но не компенсировал значительно более низкие скоростные способности участниц эстафетной команды (Таблица 3). В результате даже по среднему времени передачи эстафетной палочки в 20м коридоре выигрыша достигнуто не было перед командами ГДР и США. На Олимпийских играх 1988 г. положение изменилось, и более высокие индивидуальные результаты участниц советской команды позволили включиться в борьбу с командами ГДР и США.
Анализ стартовых положений, используемых принимающим, проведенный чешскими специалистами, показал, что число вариантов одноопорного (полунизкого) стартового положения и высокого старта примерно одинаковое, т.е. стартовое положение не определяет эффективность набора скорости в коридоре разгона. Однако по показателям группы финалистов имеются явные различия. Так, финалисты мужских эстафет предпочитают безопорные положения. Чернокожие спортсмены считают их более естественными для плавного набора скорости. А вот среди женских команд отмечается предрасположенность к низкому одноопорному (Таблица 2).
_____________________________________________________________________________
Мужчины : Женщины
Порядок мест : Расстояние : Порядок мест : Расстояние
Финал : п/финал : Финал : п/финал
_____________________________________________________________________________
1. США 8,6 8,3 1. США 6,6 7
2. СССР 9 13,3 2. ГДР 9,3 11
3. Ямайка 8,3 8 3. СССР 9,6 8
4. Канада 9,3 10,3 4. НРБ 9 10,6
5. ФРГ 13,6 10 5. ФРГ 8,3 8,6
6. Венгрия 9,6 9,6 6. Канада 7,3 8
7. Италия 10,6 10,3 7. Куба 8,6 4,6
8. КНР 11 12 8. Франция 6,6 6,3
_____________________________________________________________________________
10,0 10,23 8,16 8,01
1,72 1,76 1,19 2,12
Полуфиналисты, не вышедшие в финал
Япония 15 Нигерия 5,3
Испания 8 Гана 6
Гана 8,3 Великобритания 10
Сенегал 10,3 Италия 9,6
Куба 11 Индия 10,6
Бразилия 7,3
ЧССР 11
Португалия 12,6
10,44 8,3
2,58 2,46
средние всех 10,33 8,12
полуфиналистов 2,14 2,16
Весьма вариативны варианты «форы», используемой спортсменами различных эстафетных команд для оптимальной организации взаимодействия принимающего и передающего участника. Здесь как следствие предыдущего отражается влияние абсолютных скоростных возможностей участников эстафетных команд, стартового положения и способа передачи эстафетной палочки.
Другим важным вопросом является уровень реализации скоростных возможностей на этапе эстафетной дистанции. Как показывает многолетний анализ соревновательной деятельности, часто даже те высокие скоростные возможности, которые имеет спортсмен, тяжело реализуются в условиях бега на этапе, где имеется гандикап с соперниками, который необходимо преодолеть или увеличить. Результаты времен пробегания 100м этапов на втором чемпионате мира по легкой атлетике представлены в таблице. Наивысшую скорость удалось достичь на 4-м этапе К.Льюису – 8,78 сек. и П.Маршалл – 9,91 сек. Исходя из того, что 3-й этап пробегается по повороту и потеря в условиях бега на этапе составляет около 0,3 сек., примерно такое же время достигнуто Х.Грисом (США) и Д.Уильямсом (Канада).
Ф.Гриффит-Джойнер достигла и более высокого спортивного результата. Из 10 лучших результатов в эстафетном беге только 1 (но 2 по рейтингу) принадлежит В.Крылову – 8,96 сек. Необходимо иметь как минимум трех человек среди 10 лучших результатов на этапах эстафетного бега для того, чтобы претендовать на завоевание золотых медалей при условии сохранения качества передачи эстафетной палочки на модельном уровне. Среди 10 лучших результатов сильнейших эстафетчиц две советские спортсменки (на Олимпийских играх 1988 года – 1). На Олимпийских играх 1988 года трем советским бегунам удалось войти в число лучших бегунов на этапах, результатом явилось завоевание золотых наград.
Но все же результат в эстафетном беге 4х100м зависит не только от индивидуальной беговой подготовленности, но и в значительной степени определяется совершенной техникой взаимодействия бегунов в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров к этому виду, важнейшее место должно отводиться совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих высокую надежность выступления в соревнованиях различного ранга.
Специфика эстафетного бега предъявляет ко всем бегунам повышенные требования, как к физическому состоянию, так и к выполнению ряда сложных технических приемов в процессе передачи эстафетной палочки. И, прежде всего:
- к скоростной выносливости бегунов (длина этапов в эстафетном беге больше 100м:
1 этап – 110м, 2 и 3 этапы – по 130м, 4 этап – 120м)
- к точности и быстроте двигательной реакции по зрительному восприятию,
особенно на движущийся объект (начало бега – точно при пересечении
передающим бегуном контрольной отметки)
- к старту и стартовому разгону принимающего бегуна на 2-м, 3-м и 4-м этапах
(неудобство исходного положения эстафетного старта)
- к умению передающего во время максимального бега воспринимать расстояние
до принимающего для своевременной подачи сигнала голосом (за 2-2,5 м)
- к координационным способностям спринтеров во время взаимодействия в
ограниченной 20-ю метрами зоне (прием и передача эстафетной палочки на максимальных скоростях обоих бегунов на расстоянии вытянутых рук, быстрота
и точность передачи)
- к психологической устойчивости спринтеров (взаимодействие на высокой скорости бега в конце 20-метровой зоны передачи)
- к соревновательной деятельности бегунов в эстафетном беге (умение видеть на беговой дорожке только своего партнера, реагировать только на его действия и сигнал).
На основании проведенных исследований и многолетнего практического опыта работы со сборными командами установлено, что для успешного взаимодействия бегунов в ограниченной зоне передачи эстафеты наиболее важным является установление оптимальной величины «форы». От величины «форы» во многом зависят и другие показатели, которые существенно влияют на эффективное взаимодействие бегунов в зоне передачи эстафетной палочки. В первую очередь такими показателями являются:
- разность времени входа в зону передачи между принимающим и передающим
- место передачи эстафетной палочки
- время пробегания принимающим 20-метровой зоны передачи с хода
- время прохождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне.
Как показала практика, оптимальная «разница времени» входа в зону передачи между принимающим и передающим должна находиться в пределах 0,30 – 0,38 сек. (индивидуально для каждой пары, как у мужчин, так и у женщин). Такое условие позволяет передающему сохранять высокую скорость бега до места передачи. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к развитию специальной выносливости спринтеров – участников эстафетного бега, так как в этом случае передающий пробегает дистанцию более 100м (105 – 125 м до места передачи, в зависимости от этапа). С другой стороны, этот показатель позволяет увеличить длину стартового разгона принимающего и к месту передачи достигнуть высокой скорости бега. Таким образом, передача эстафеты в зоне происходит на значительной скорости бега обоих спринтеров.
Показатель разности времени входа в зону передачи между бегунами по существу определяет и место передачи эстафетной палочки. Установлено, что наиболее рациональным местом передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне передачи является 15 – 16 метр. Естественно, что показатель времени бега принимающего в 20-метровой зоне передачи с приемом эстафетной палочки зависит от вышеизложенных параметров.
При совершенствовании техники взаимодействия бегунов в 20-метровой зоне передачи необходимо использовать конкретизированные целенаправленные установки как для передающего, так и для принимающего. Необходимость конкретных установок, определяющих все действия бегунов, продиктована не только ограниченной зоной, но и необходимостью для обоих бегунов управлять своими действиями на высоких скоростях в
конце зоны передачи. Это исключает возможность любых вариаций и предъявляет к бегунам требования по абсолютно точному выполнению запланированных действий при передаче эстафетной палочки.
Установка для передающего:
- использовать строго регламентированный по длине отрезок (65 – 70 м) с интенсивностью бега от старта до момента передачи 95 – 100%
- подача сигнала голосом за 2,0 – 2,5 м до принимающего
- передача эстафетной палочки на расстоянии вытянутых рук (1,0 – 1,5 м)
- с целью точности и быстроты передачи палочки необходимо выполнить движение рукой снизу-вверх точно в боковой плоскости. При этом все внимание концентрировать на кисти вытянутой руки принимающего с целью точного вкладывания палочки.
Установка для принимающего:
- для лучшего зрительного восприятия контрольной отметки и бегущего партнера, а
также удобного расположения, необходимо принимать исходное положение эстафетного старта под углом 65* - 75* относительно стартовой линии (голова повернута в сторону передающего спортсмена)
- для точного определения начала бега необходимо зрительно совместить бегуна,
передающего эстафетную палочку, с контрольной отметкой
- первые движения выполнять одновременно руками и ногами, при этом голову не-
обходимо оставить в исходном положении
- поворот головы вперед осуществлять на 1 – 2 беговом шаге
- выполнение стартового разгона с максимальной интенсивностью
- по сигналу передающего бегуна быстро и оптимально далеко вынести руку назад
для приема палочки, удерживая при этом ее в одном положении
- для точности и быстроты передачи эстафетной палочки на запястье принимающей руки одевать яркую повязку шириной 6 – 7 см (желательно, чтобы повязка была
гладкой).
Для совершенствования технических действий и создания высокой надежности взаимодействия бегунов в зоне передачи за счет уменьшения или увеличения «форы» искусственно создавать экстремальные ситуации в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки, с целью моделирования всех действий обоих бегунов.
Для этого на специально-подготовительном и соревновательном этапах подготовки один раз в неделю «проигрывать» в парах передачу эстафеты за счет разной скорости принимающего и передающего бегуна с коротких отрезков (65 – 70 м).
1 вариант: за счет максимальной скорости бега обоих бегунов.
2 вариант: за счет уменьшения «форы». В этом случае у принимающего бегуна макси-
мальная скорость бега, у передающего – 90 – 95 %.
3 вариант: за счет увеличения «форы». В этом случае принимающий бегун выполняет
стартовый разгон с интенсивностью бега 90 – 95 % , передающий выполняет
бег с короткого разбега с интенсивностью 100 %.
4 вариант: за счет скорости бега обоих партнеров с интенсивностью 90 – 95 %.
5 вариант: за счет передачи эстафетной палочки без сигнала. В этом случае принимающий
бегун выбрасывает руку для приема на запланированном месте, а передающий
должен передать палочку на расстоянии вытянутых рук.
Все эти вариации возможны в том случае, если бегуны достаточно надежно провели совершенствование всех технических действий во время передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне.
1.Подготовительные упражнения для тренировки в эстафете 4х100м:
1) Стартовое ускорение с высокого старта
2) Старт с опорой на одну руку (попеременно правую и левую)
3) Старт с опорой на руку, взгляд направлен в сторону-назад
4) Бег с низкого старта с эстафетной палочкой
Упражнения 1-4 выполняются самостоятельно и под команду (выстрел)
5) Упражнение 3 с началом бега в момент пересечения контрольной отметки другим
бегуном.
2. Упражнения для обучения технике приема и передачи эстафетной палочки:
1) Бег с высокого старта при следующем упражнении. Катящийся мяч достигает определенной отметки, т.е. отметки «готов» и «марш», расположенных на расстоянии 7 м (от линии «готов» до линии «марш») и на расстоянии 8 м от линии «марш» до стартовой линии. Если мяч достигает только линии «готов», бегуны стоят на месте. Когда же мяч достигнет отметки «марш», вся группа начинает бег с высокого старта.
2) Имитация приема эстафетной палочки на месте.
Под команду «раз-два-три-четыре !» бегун отводит правую или левую руку назад с раскрытой ладонью, пальцы выпрямлены.. Передающий вытягивает вперед руку движением снизу- вверх, вкладывает эстафетную палочку в кисть принимающего.
3) Имитация приема и передачи палочки.
Спортсмены располагаются в шахматном порядке на расстоянии 1-1,5м друг от друга. Правая или левая нога согнута, движение рук как при беге. Палочка передается по команде спортсмена, стоящего сзади, из правой руки в левую, далее в правую и т.д.
4) Прием и передача палочки с партнером или всей командой в разминочном беге.
5) Прием и передача эстафетной палочки с партнером в беге с ускорением до 150м. Спортсмены начинают ускорение, находясь на расстоянии 1,5м друг от друга. Закончив передачу, спортсмен, бегущий сзади, делает ускорение, а в это время спортсмен, принявший палочку, несколько «сбрасывает» скорость, менясь с партнером местами. При этом спринтеры бегут всю дистанцию строго по одной дорожке.
6) Прием и передача эстафеты без отметок. На соревнованиях различные воздействия могут привести к тому, что разметки форы могут передвигаться (нервозность, ветер, другие факторы). Здесь также влияет стартовая скорость принимающего спортсмена. Передача эстафетной палочки без разметок основывается на том, что принимающий спортсмен соразмеряет скорость бега передающего и свою стартовую.
7) Прием и передача эстафетной палочки на различных этапах – на входе в вираж, на выходе из поворота. Бег по повороту и центробежные силы затрудняют бег, поэтому передача должна осуществляться с учетом соревновательной ситуации в соответствии с разметкой зон передачи.
3. Специальные упражнения для тренировки эстафеты в целом:
1) Передача эстафеты с партнером. Разбег - 50-60м.
Цель передающего – догнать партнера. Когда между спортсменами расстояние становится равным приблизительно 1,5м, подается команда, после чего на последующих двух шагах осуществляется передача. Принимающий занимает стартовую позицию так, чтобы видеть своего партнера и контрольную отметку. Контрольная отметка для каждой пары подбирается индивидуально. При этом учитывается скорость, которую в состоянии развить бегун, несущий палочку, к моменту ее передачи, и способность к ускорению принимающего спортсмена.
2) Передача эстафеты несколькими парами одновременно.
3) Прием и передача в составе четырех участников на укороченной дистанции 200м.
4) Прием и передача эстафеты на полной дистанции с фиксацией времени.
5) Прием и передача на отдельных этапах с фиксацией времени нахождения эстафетной палочки в зоне разбега и в зоне передачи.
При обучении следует обращать внимание на исправление наиболее распространенных ошибок:
1) Принимающий начал бег прежде, чем передающий достиг контрольной отметки. Эта ошибка вызвана в большинстве случаев тем, что бегун плохо видел отметку или ориентировался на бегуна, а не на постановку его ноги на дорожку.
2) Принимающий после команды передающего, а иногда и до нее замедлил бег. Это происходит из-за того, что бегун чрезмерно акцентируя свое внимание на команде, теряет контроль над скоростью бега.
3) Передача не состоялась. Причин может быть несколько:
- передающий бегун снизил скорость бега после команды, не учитывая, что с каждым мгновением скорость стартующего спортсмена увеличивается;
- принимающий бегун при отведении руки назад двигает ее влево или вправо, ища палочку;
- при передаче, когда скорости бегунов уравнялись, и был упущен момент для команды. Расстояние между спортсменами увеличивается и передающий не в состоянии догнать партнера;
- спортсмен в азарте соревновательной борьбы смещается во время бега на втором этапе к внутренней части дорожки или на первом и третьем этапах в момент передачи эстафеты при выходе из виража бежал ближе к внешней линии дорожки; бегун, стартующий на втором или четвертом этапе, занял левый край дорожки и во время разбега не сместился вправо, а бегун, стартующий на третьем этапе, не принял влево.
- спортсмены на втором и третьем этапах не предпринимают никаких мер, чтобы для стартующего на четвертом этапе осталось место для хвата эстафетной палочки;
- передавать эстафетную палочку необходимо вытянутой рукой.